Опыт создания и использования учебного сайта

Доклад

на тему:

Опыт создания и использования учебного сайта

при обучении профессии

«Оператор компьютерного набора»

 

Здравствуйте уважаемые коллеги! В своём докладе я расскажу о том, как я применяю в учебном процессе свой сайт с учебной информацией, какие это даёт преимущества, сравню методики преподавания с использованием сайта и «традиционные» методики без применения каких-либо информационных технологий, расскажу в каких случаях следует использовать учебные сайты, а в каких случаях это даже вредно, расскажу Вам о тех шагах, которые я проделал на пути к конечному результату (сайт по адресу information-systems.jimdo.com), чтобы Вы не тратили даром время на ошибочные или тупиковые шаги.

В докладе я буду использовать хронологический метод. Т.е. я последовательно, от прошлого к настоящему, буду рассказывать какие идеи по созданию сайта с учебной информацией мне приходили на ум, как я их реализовывал, были ли данные идеи результативными и эффективными или же нет.

Идея о том, что мне необходим учебный сайт возникла у меня в течении 2003-4 учебного года. К тому моменту я уже один год работал преподавателем. В течении этого первого года работы я научился составлять всю необходимую преподавателю учебную (лекции, лабораторно-практические занятия, карточки тестирования по теме, раздаточный материал и т.д.) и планирующую документацию (планы тематические, поурочно-тематические, поурочные, аннотации, пояснительные записки, критерии оценивания и т.д.)

В течении 3003-4 учебного года в нашу жизнь активно вошли новые программные продукты – операционная система WindowsXPи офисный пакет MicrosoftOffice2003. Игнорировать их появление и вести обучение операторов компьютерного набора «по старинке», т.е. на основе программных продуктов 5-7 летней давности я счёл абсолютно недопустимым. Это значит не выполнять социальный заказ общества, не подготавливать конкурентноспособных специалистов.

С другой стороны меня очень ограничивало в преподавательской деятельности отсутствие актуальной литературы. Т.е. элементарно не было учебников по недавно вышедшим программам и ожидать их появление стоило только через 2-3 года. Далее, уже на тот момент времени, книги стоили дорого. И соответственно, в библиотеке нашего учебного заведения современных учебников не было и не предвиделось. Т.е. не было никакой возможности раздать каждому ученику на учебный год по учебнику информатики и других компьютерных дисциплин. А те единичные учебники информатики с актуальными знаниями выдавались только для работы в читальном зале.

Для меня, как для преподавателя, это создавало печальную ситуацию, когда я просто не мог в конце занятия выдать всем ученикам домашнее задание. А ученики, соответственно, придя домой выполнили бы его и узнали много нового и полезного учебного материала. Эта задача была решена в 2008 году. Вы спросите почему у меня ушло почти пять лет на такую, казалось бы, простую задачу? Все объективные проблемы и пути решения  будут описаны далее.

Также мне, как преподавателю, хотелось использовать учебники, учебные пособия и т.д. в течении урока. Но такой возможно не было. Эту проблему мне удалось решить гораздо быстрее.

Сперва я попытался разрешить ситуацию с помощью распечаток учебных пособий, с последующей прошивкой в виде брошюр. Эксперимент показал, что современная молодежь не обладает культурой уважения к печатному слову. Розданные ученикам «методички» пропадали, быстро теряли свой товарный вид, распечатка «методичек» обходилась мне дорого, поэтому эксперимент был свёрнут и результат его признан «полностью неудовлетворительным».

Сразу же после этого мною была начата реализация идеи «Не твёрдый носитель информации, а мягкий». Т.е. информация сообщаемая в процессе учёбы должна быть в электронной форме, а увидеть её можно только на экране монитора. Конечно же, первое что пришло мне на ум, это – сайт. Исследование ситуации в индустрии интернет-услуг 2004-5 годов показало, что услугу размещения сайта («хостинг») предоставляют только платно, притом никакой помощи в создании и оформлении сайта не оказывается. И сверх того, значительная часть сайта будет занята посторонней рекламой.

В силу неразрешимости препятствий, вставших на пути проекта интернет-сайта, было принято решение размещать сайт во внутренней локальной сети. С помощью программ FrontPage и DreamWeaver было создано содержание сайта («контент»). Оно представляло собой тексты моих лекций по всем предметам, пояснительные картинки, тексты лабораторно-практических работ, и главное, контрольные вопросы с автоматическим подсчётом правильных и неправильных ответов и выставлением итогового балла по 12-бальной шкале оценивания.

В этом месте своего доклада я предостерегаю своих коллег-учителей от повторения этого шага в современных условиях. Да, использование учебного сайта на уроке компенсировало недостающие книги и учебные пособия. Но, то что нужно было делать 10-11 лет назад, не нужно делать сегодня. Не надо осваивать работу с программами для веб-дизайна и для работы с http-серверами в локальной сети. На сегодня существует возможность совершенно бесплатного хостинга. При этом сайт не будет площадкой для посторонней рекламы. И, что самое важное, «хостер» предоставляет пользователю огромную помощь в загрузке «контента» и оформления его с помощью разнообразных стилей и шаблонов.

Что же дало мне в те далёкие годы появление сайта с учебной информацией, пусть даже только в локальной сети без выхода в Интернет? Во-первых, все мои ученики (не только операторы компьютерного набора) знали тот факт, что в их распоряжении есть сайт, который можно использовать как книжку-учебник. Например, ученик на уроке задаёт вопрос по теме. Если это вопрос на который можно ответить за 20-30 секунд, то я, естественно, так и делаю. Но если ученик задаёт вопрос, ответ на который растянется на несколько минут, а самому ученику при этом ещё необходимо будет напрячь свою память и мыслительные способности, то я сообщаю ученику где именно на моём сайте можно найти ответ на поставленный вопрос. И как показывает мой опыт, такой подход приносит пользу и даёт эффект.

Разумеется, переадресовывать учеников в 100% случаев к своему учебному сайту недопустимо. Естественно, что объяснение нового учебного материала происходит при непосредственном участии преподавателя, с применением аудио-визуальных средств (учебных фильмов, презентаций, показа приемов работы с компьютерной программой, показ готовых результатов работы, применение проектора или иных средст демонстрации).

Здесь есть чёткая грань, когда использовать сайт с учебной информацией целесообразно, а когда нет. Эта граница очевидна даже молодым преподавателям.

Из положительных черт, следует отметить возможность размещения на сайте контрольных вопросов для проверки уровня знаний учащихся и качества усвоения учебного материала. Даже если Вы используете методику традиционного тестирования на карточках, при которой учащиеся в конце теста попарно проверяют друг друга и ставят оценки товарищу, то Вы всё равно не достигнете скорости и эффективности тестирования с помощью компьютера.

Во-первых, Вы экономите на распечатке карточек с вопросами. Во-вторых, Вам не нужно ничего проверять, оценку поставит компьютер. Примеры подобных тестов можно увить как по адресу informatiks.awardspace.info (ссылка «Іспит»), так и по адресу information-systems.jimdo.com.

В течении нескольких лет сайт дополнялся учебным материалом, контрольными вопросами и т.д., но принципиальных изменений в работе сайта не происходило. Рывок вперед произошел в начале 2008-9 учебного года. В этот 2008 год многие хостинги стали предоставлять услугу размещения сайта бесплатно. И в ноябре 2008 года мой сайт переехал на хостинг Awardspace, после чего сайт стал доступен из любой точки земного шара 24 часа в сутки 365 дней в году. А его интернет-адрес стал informatiks.awardspace.info.

Здесь я предостерегаю коллег-учителей. Не используйте хостинги которые предоставляют, как Awardspace, только функцию размещения сайта. Это не означает, что фирма Awardspacе плоха. Просто в те годы хостинги не обладали функциями интеллектуального и дружественного к пользователю интерфейса. Такие хостинги появились только в 20012 году. И сразу же мой сайт с учебной информацией переехал по адресу information-systems.jimdo.com.

На сегодняшний день все недостатки, о которых упоминалось выше, исчезли в связи с совершенствованием компьютерных технологий. Назовём ещё несколько положительных эффектов, кроме уже вышеперечисленных.

Например, в работе нашего учебного заведения встречаются ситуации, когда учащийся должен убыть на место практики досрочно , т.е. ранее утвержденного министерством образования срока окончания учебного процесса. Естественно, при этом учащийся должен в ускоренном темпе освоить учебную программу, пройти тематическое оценивание и получить оценку по предмету. Такого учащегося ч переадресовываю к своему сайту, показываю где находятся нужные ему лекции и лабораторно-практические работы, назначаю дату консультации. На этих консультациях учащиеся сдают лабораторно-практические работы, проходят компьютерное тестирование, задают вопросы, если им что-то непонятно. По такой схеме уже много лет большое количество учащихся по профессии «Оператор компьютерного набора» успешно и опережением графика окончило предметы «Технологии компьютерной обработки информации», «Основы работы в сети Интернет», «Компьютерные системы и сети», «Основы технического редактирования и оформления текста» и «Компьютерные технологии».

Учеников, которые потерпели бы неудачу при освоении учебного материала подобным образом, не было ни одного.

 Также, в каждом учебном году я встречаю двух-трёх учащихся профессии «Оператор компьютерного набора», которые желают осваивать профессию с опережением графика учебного процесса. И осваивать учебный материал ускоренно, даже если их никто и не торопит. Конечно же я сообщаю о том, что такая возможность существует, еще на первом вводном занятии. Например, у меня были учащиеся операторы компьютерного набора, которые пользуясь моим сайтом (кнопка «Предметы», далее ссылка «Оператор компьютерного набора», далее ссылка «Технологии компьютерной обработки информации») делали лабораторные работы по теме Microsoft Access, когда их товарищи еще делалиработы по теме Microsoft Excel. Для таких учащихся я делаю все возможное и поэтому на моём сайте есть весь необходимый учебный материал.

Неоднократно было проверено, что мой сайт с учебной информацией помогает в освоении пропущенного учебного материала добросовестным учащимся. Если при «традиционном способе» учащийся просто берет конспект у товарищей по группе и переписывает пропущенный материал, то учащийся оператор компьютерного набора заходит на мой сайт, переписывает материал, но при этом видит массу поясняющих рисунков. На этих поясняющих рисунках изображены нужные кнопки, панели, окна и т.п. Т.е. в сознании учащегося учебный материал усваивается более полно и качественно, чем при переписывании конспекта товарища.

Разумеется, это не означает, что всех и всегда следует отправлять на переписывание материалов с сайта. Здесь существует чёткая грань, пересекать которую нельзя. И сообщение нового учебного материала должно выполнятся учителем. Не должно быть только одной «сухой» диктовки материала. Диктовка материала должна гармонично дополнятся техническими средствами обучения и аудио-визуальными компонентами.

Сформулируем на основании всего вышесказанного выводы:

1.    Сайт с учебной информацией это не панацея, средство от всех проблем.

2.    Применять сайт с учебной информацией следует разумно и целесообразно.

3.    Наличие сайта с учебной информацией позволяет педагогу работать более эффективно и продуктивно.

4.    Отсутствие сайта с учебной информацией сковывает педагога, как сковывает отсутствие хорошего учебника, пособия, раздаточного материала, технологической карточки с заданием для работы, карточки с контрольными вопросами т т.п.

5.    В современных условиях создать учебный сайт так легко, что это обязан сделать каждый преподаватель.

 


Создание сайта с учебной информацией за
Microsoft Power Point Presentation 1.8 MB