Методика проведения нестандартных уроков по предмету «Информатика»

Нетрадиционные уроки - это уроки, которые отличаются по организации деятельности, по структуре содержания, по использованию в подготовке средств обучения, а так же по характеру взаимоотношений учитель - ученик. Таким образом, нетрадиционный урок отличается от традиционного:
• по подготовке и проведению;
• по структуре урока; по взаимоотношениям и распределении ролей и обязанностей между учителем и учениками;
• по подбору учебных материалов и критериям их оценки;
• по методике оценки деятельности учащихся;
• по структуре анализа урока.
Нетрадиционные уроки информатики являются одним из эффективных способов развития самостоятельной деятельности у учащихся. Говоря о формировании у учащихся самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности
В нетрадиционном уроке информатики помогают следующие принципы:
1) Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении.
2) Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке. Различные формы групповой работы на уроке.
3) Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.
4) Поддержка альтернативности, множественности мнений.
5) Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.
6) «Скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям.
7) Использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего инструмента).
Перечисленные группы принципов задают общее направление педагогическому творчеству, ориентируя на весьма конкретную деятельность обучения. Эти принципы и показывают основные отличия нетрадиционного урока информатики от традиционного.
Разумная, педагогически выверенная организация деятельности учащегося обеспечивает активность во всех ее направлениях. Активность в обучении позволяет учащемуся быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникативные способности, формирует отношение к окружающей действительности.
Учащимся предоставляется возможность:
- проявить себя с позиции творческого субъекта;
- включаться в деятельность для испытания своих возможностей;
- проявить свой интерес и активность;
- шире развивать познавательные способности.

Классификация нестандартных уроков

В настоящее время существуют следующие нетрадиционные технологии урока:
1. интегрированные уроки, основанные на межпредметных свя¬зях;
2. уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина;
3. уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, из¬вестных в общественной практике: исследование, изобрета¬тельство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия;
4. уроки на основе нетрадиционной организации учебного мате¬риала: урок мудрости, урок любви, откровение (исповедь), урок-презентация «дублер начинает действовать»;
5. уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, «живая газета», устный журнал;
6. уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок¬-сюрприз, урок-подарок от волшебника, урок на тему «ино¬планетяне»;
7. уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, дебаты в парламенте, цирк, па¬тентное бюро, ученый совет;
8. уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: заочная экскурсия в прошлое, путешествие, литературная прогулка, гостиная, интервью, репортаж;
9. перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, «Следствие ведут знатоки», «Что? Где? Ко¬гда?», «Эрудицион», утренники, спектакль, концерт, инсце¬нировка, диспут, «посиделки», «клуб знатоков» и т. д.

Приложения. Схемы нетрадиционных уроков

Приложение 1
Схема нетрадиционного урока «Уроки творчества»
Цель: повторение и обобщение по теме; развитие умения творче¬ски применять полученные знания; воспитание коллективизма, взаимоответственности.
Организация урока:
1. Класс делится на пять групп (формируются по желанию).
2. Создается жюри, которое совместно с учителем продумывает систему оценок за все виды деятельности.
3. Каждой группе вручается задание:
- первая и вторая группы составляют кроссворд (каждая свой), зашифровав, строго научно или шутливо, термины и явления по данной теме;
-третья и четвертая готовят физический аукцион (каждая свой): игра, в которой
ведущий задает играющим по два вопроса, допускающие несколько верных ответов; каждый правиль¬ный ответ оценивается баллами;
-пятая пишет план-сценарий учебного видеофильма по теме урока.
4. Каждая группа обеспечивается рабочим местом, всем необхо¬димым (бумага, справочники, учебники и т. д.) и краткими ин струкциями. Время работы 10 минут.
5. Смотр творческих работ (в решении кроссвордов, в аукционах участвуют все группы). Все набранные баллы фиксируются жю¬ри. Баллы, набранные каждым участником группы, суммируют¬ся.
6. Анализ, обобщение и выводы. Оценивается результат работы каждой группы; жюри объявляет группу, набравшую наиболь¬шее количество баллов, и места, занятые другими группами.

Приложение 2
Схема нетрадиционного урока «Урок – сочинение по информатике»
Цель: закрепление знаний по теме, развитие наблюдательности и умения анализировать, реализация связи теории с практи¬кой.
Организация урока:
1. Класс получает задание: написать сочинение об информатике. В нем нужно связать в единое целое 5-10 известных каждому ученику случаев из жизни, где встречаются изученные на уроках понятия, программы.
2. Описание в сочинении различных видов деятельности и краткое их объяс¬нение.
3. Оценка сочинений: учитывается количество примеров, качество
их объяснения и то, как они «вписаны» в рассказ.

Приложение 3
Схема нетрадиционного урока «Деловая игра»
Цепь: повторение и закрепление материала по различным темам информатики, реализация принципа связи теории с практикой, поисково--практическая деятельность учащихся.
Организация урока (класс имитирует работу специального конструкторского бюро):
1. Класс делится на группы, каждая из которых получает свое за¬дание.
2. «Мозговой центр» - разрабатывает проект, выдвигает гипотезу.
3. Группа помощи - выдает необходимые сведения, пользуясь справочниками и паспортными данными приборов, на основе которых действует предлагаемая конструкция.
4. Группа историков - готовит исторический обзор по теме.
5. «Монтажники» - собирают «конструкцию» и приводят ее в дейст¬вие.
6. Группа техники безопасности - напоминает правила техники безопасности и следит за их соблюдением при сборе конструк¬ции.
7. Группа экспертов - обосновывает экономическую целесообраз¬ность разрабатываемого проекта.
8. Группа управления и контроля - координирует и контролирует деятельность всех групп.
9. Учитель подводит итоги работы каждой группы, оценивает ре-зультаты.

Приложение 4
Схема нетрадиционного урока «Лекция-парадокс»
Цель: повторение материала, развитие внимания и критического мышления, повышение мотивации учения.
Организация урока (урок строится в основном на материале исто¬рии дисциплины):
1. Учитель читает лекцию, в содержание которой включаются ошибочные сведения, противоречивые утверждения, неточно¬сти.
2. Учащиеся слушают лекцию и выполняют два традиционных за¬дания: составляют план и находят в материале ответы на по¬ставленные учителем вопросы.
3. Учащиеся фиксируют ошибки, «допущенные» учителем.
4. Записи делают в таблице:
План лекции Ошибки Ответы на вопросы

*********         ******      ***************   
5. Записи проверяет учитель или ученик-лаборант.
6.Один из учащихся называет допущенную ошибку, педагог воспроизводит соответствующий отрывок лекции.
7. Обсуждение ошибки и выяснение того, почему отмеченное ут-верждение неверно. Аргументированность анализа «ошибки» оценивается учителем.
8. Обсуждение следующей неточности (повторить п. 6 и 7).